Поиск по этому блогу

пятница, 20 сентября 2013 г.


Уважаемые родители!

Согласно нашей договоренности на родительском собрании, предлагаем Вашему вниманию программу дополнительного курса по окружающему миру.

Интегрированный курс «Окружающий мир 1-4»


Общие положения

Интегрированный курс «Окружающий мир 1-4» - начальная ступень на пути к систематическому освоению учащимися естественных и гуманитарных наук в основной школе. Курс ориентирован на формирование у школьников вкуса и навыков наблюдения, проведения эмпирических исследований, изготовления инструментов своими руками. В ходе занятий школьники знакомятся с основами практической работы естествоиспытателей
  • использующих естественнонаучную методологию,
  • владеющих техникой наблюдений, обработки и обсуждения получаемых результатов,
  • продуктивно участвующих в жизни научного сообщества.
Курс разрабатывается на основе лучших отечественных и мировых достижений в области формирования естественнонаучной картины мира и соответствующего опыта деятельности у младших школьников (включая развитие естественнонаучного интеллекта). Курс тесно связан с другими курсами начальной школы (родной и иностранный языки, математика, художественное воспитание, физическое воспитание).
ОМ1-4 в полной мере отвечает духу и содержанию ФГОС нового поколения для начальной школы, которые внедряются сегодня в российском образовании.

О содержании курса

В содержании курса можно одновременно усмотреть несколько составляющих: "физическую", «обществоведческую», «коммуникационную», «биологическую», «компьютерную», «химическую» и т.п. ОМ1-4 задуман как интегрированный курс, поэтому традиционное "предметное" деление материала здесь непродуктивно. В ходе работы учащиеся осваивают приемы работы, необходимые любому естествоиспытателю - химику, биологу, физику или географу, знакомятся с приемами работы исследователей в области гуманитарных дисциплин. Интегрирующую основу курса образует общенаучный подход к рассмотрению явлений окружающего мира. Наблюдение (в т. ч. инструментальное) феноменов природы, их описание, сопоставление получаемых результатов, их обсуждение и "обобществление", постановка задачи для новых циклов наблюдений составляют методический каркас многократно повторяющейся процедуры, выполняемой учащимися с использованием различного предметного материала. Формируемые при этом навыки аналитического рассуждения, практические умения работы с различными интеллектуальными и материальными инструментами и приборами (в т. ч. с компьютером), привычка к совместной работе в группе с позитивной взаимозависимостью составляют ожидаемые результаты учебной работы.

Деятельностный подход

В основе курса ОМ1-4 лежат представления деятельностного подхода к процессу учения-обучения. Предполагается, что каждый ученик выстраивает свое собственное представление и знание изучаемого предмета через свой личный опыт деятельности, что "обобществленное знание" вырабатывается и оформляется учащимися в результате "личного опыта обобществления" как результат коммуникации (совместной работы) с другими участниками (соучастниками) этого процесса.
Одна из задач курса ОМ1-4 - формирование и развитие навыков продуктивной совместной работы школьников. Существенная часть учебной работы выполняется школьниками в составе малых групп. Это создает предпосылки для выработки умения работать сообща, доводить работу до конца, чувствовать себя "членом творческого коллектива", осваивать технику групповой работы, навыки члена творческого коллектива. Организация совместной деятельности, выполнение школьниками лично значимой продуктивной работы помогает решить часто возникающие проблемы "развития активности" и "формирования интереса" к процессу учения.

О работе учащихся в рамках курса

ОМ1-4 представляет собой интегрированный учебный предмет, в рамках которого школьники:
- знакомятся с научной методологией (на доступном им уровне);
- осваивают методы наблюдения и описания общественных явлений, явлений живой и неживой природы;
- изучают элементы географии, обществоведения, межчеловеческих отношений, физики, химии, биологии и экологии;
- осваивают технику проведения наблюдений, измерений и использования индикаторов;
- учатся изготавливать простейшее оборудование для проведения наблюдений и исследований ;
- развивают навыки чтения, письма, счета;
- знакомятся с общепринятой знаковой системой для обработки и анализа результатов наблюдений и измерений;
- формируют необходимый словарный и понятийный запас;
- осваивают и совершенствуют навыки использования компьютеров и компьютерной коммуникации;
- знакомятся со способами коммуникации, общепринятыми в научном сообществе (деятельность естествоиспытателя по своей природе является совместной и всегда выполняется коллективно);
- развивают коммуникативные навыки, осваивают техники совместной работы в группе;
- знакомятся с окружающей их природой, с обществом, природой и культурой жителей других регионов страны (сопоставляя "чужое" с местной окружающей средой и культурой),
- овладевают техниками продуктивной совместной работы в составе "группы сотрудничества".

Цели обучения и методические особенности курса

В процессе преподавания курса ставится задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, которые позволяют:
- планировать структуру своих действий, необходимых для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств;
- своевременно обращаться к различным инструментам (компьютер) при решении задачи из любой области;
- организовывать поиск, хранение и обмен информацией, необходимой для решения поставленной задачи;
- правильно и четко формулировать мысли в ясной для собеседника форме и адекватно понимать поступающие к ним текстовые сообщения;
- готовить мультимедийные и текстовые отчеты по результатам выполненной работы.
Таким образом, курс ОМ1-4 поддерживает формирование универсальных способов деятельности, органически входящих в учебный процесс, но не специфичных для того или иного предмета (письмо, рисование, черчение, ведение и использование информационных фондов, вычисления, коммуникация).
Существенная часть работы по курсу –технологическая, которая связана с изготовлением учащимися различных устройств, моделей и приборов. Эта работа требует использования различных инструментов и покрывает содержание традиционного курса Технология. Овладение навыками изготовления поделок и освоение работы на компьютере характеризует ОМ1-4 как эффективное введение в современную технологию, что делает егоинтеграцию “технологией” вполне естественной.
Курс ОМ1-4 включает в себя изучение школьниками окружающего мира, в том числе, в связи с потребностями и возможностями своего организма, заботой о своем здоровье. Таким образом, он включает в себя все необходимые составляющие, предусмотренные традиционным курсом ОБЖ.


Планирование
№ п/п
Тема
Примерные сроки
1
Знакомство. Учебный календарь. Список ответственностей.
октябрь
2
Карта понятия «погода». Логотипы погоды.
октябрь
3Мастерим дождевики.
октябрь
4
Почему движутся мыльные пузыри.
октябрь
5
Почему движутся мыльные пузыри.
октябрь
6
Как измерить силу ветра. Конструируем ветродуй.
октябрь
7
Как измерить силу ветра. Конструируем ветродуй.
октябрь
8
Логотипы силы ветра.
октябрь
9
Мультфильм про ветер.
ноябрь
10
Измерение длин.
ноябрь
11
Делаем рулетку.
ноябрь
12
Разложение веществ и предметов.
ноябрь
13
Карта полигона.
ноябрь
14
Термометр.
ноябрь
15
Диаграмма роста. Мой рост и вес.
декабрь
16
Карта зубов. Уход. Микробы.
декабрь
17
Как мы жуём. Названия зубов.
декабрь
18
Пять чувств. Что я видел по дороге в школу.
декабрь
19
Классификация. Сходства и различия.
декабрь
20
Классификация. Физические свойства предметов.
декабрь
21
Классификация по назначению.
декабрь
22
Инвентаризация понятий и навыков. Просмотр летописи.
декабрь
23
Рабочее определение. Рабочий словарь.
январь
24
Живое и неживое.
январь
25
Живое и неживое.
январь
26
Мультфильм «Живое и неживое».
январь
27
Животные и растения.
январь
28
Животные и растения. Рабочие определения животного и растения
январь
29
Строение насекомых.
февраль
30
Строение и передвижение жуков.
февраль
31
Содержание небольшого животного. Строительство домика.
февраль
32
Для чего нужна пища.
февраль
33
Делаем печенье.
февраль
34
Делаем печенье.
февраль
35
Цифровые часы.
март
36
Лента времени.
март
37
Лента времени.
март
38
День и ночь (полоски)
март
39
Наблюдаем за луной (начало)
март
40
Дни недели, месяцы. Календарь класса.
март
41
Изучаем строение семян фасоли.
апрель
42
Проращиваем семена фасоли.
апрель
43
Наблюдаем за фасолью. Строим город (масштаб)
апрель
44
Строим картонный дом. Наблюдаем за фасолью.
апрель
45
Строим картонный дом.
апрель
46
Стороны горизонта.
апрель
47
Растения и насекомые пришкольного участка.
май
48
Разложение веществ. Проверка.
май
49
Наблюдаем за луной (окончание).
май
50
Где я живу на плане города.
май
51
Итоги. Чему я научился.
май
52
Резервный урок.
май


С уважением, администрация  ГБОУ СОШ №26

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.